Активная деятельность торгового капитала в деревне
Уже в первый период Западная Хань прослеживается активная деятельность торгового капитала в деревне, приводившая к обезземеливанию мелких собственников и постепенной концентрации значительного количества земли в руках богатого купечества. Те, кто терял землю, становились работниками в хозяйствах своих кредиторов или арендаторами участка, за пользование которым обязаны были выплачивать от половины до двух третей урожая. Чтобы суметь расплатиться с долгами, необходимо было сократить расходы на жизнь до минимума. Зачастую это не спасало. Многие бросали свое традиционное занятие — земледелие и искали себе другую работу. Несмотря на то, что наметившийся процесс обезземеливания крестьян наносил определенный ущерб центральной власти, каких — либо ограничительных мер с ее стороны в отношении деятельности торгового капитала не было. Это было связано с наличием в руках государства значительного фонда свободных земель, постоянная раздача которого позволяла на какой-то отрезок времени сдерживать процесс обезземеливания крестьян. . В неурожайные годы власть полностью или частично освобождала крестьян от различных налогов. Но этого было недостаточно. Увеличивалось количество бродяг, — часть из которых направлялась в города, многие становились преступниками. В городах можно было получить временный заработок, устроившись на строительство государственных обьектов. Временная работа не могла обеспечить средств к существованию, люди умирали с голода или вынуждены были продавать себя, жен и детей в рабство. В таких условиях происходил возврат к конфуцианским идеям гуманного правления. Сын Лю Бана Вэнь-ди начал с того, что объявил всеобщую амнистию, щедро наградил очередными рангами, отказался от жестокой практики наказания за преступления родственников преступника. Он выделял средства для неимущих, вдов и сирот, бедных и одиноких, а также стариков старше восьмидесяти, которым были пожалованы шелка, рис и мясо. Награды были даны и ветеранам, приближенным Лю Бана. В неурожайный 159 год до н. э. он сильно сократил престижные расходы двора, открыл казенные амбары для выдач голодающим. В конце жизни Вэнь-ди потребовал от своих домашних одеваться в простую одежду, не носить дорогих украшений и завещал после его смерти не слишком тратиться на дорогостоящие траурные обряды.