Безусловная обязанность царя

Безусловная обязанность царяБезусловная обязанность царя — блюсти народное счастье. Царь должен осуществлять власть не в личных интересах, а на благо всего народа. При этом общее благо станет достижимым, если царь будет заботиться о настоящем, а не мнимом благе своих подданных. Благополучие людей может быть обеспечено, если власть будет не только материально помогать слабым, но и защитит их от беззакония чиновников и «сильных мира сего». Государь не должен оставаться безучастным к судьбе своих подданных. Поддержка и забота о социально слабых не должны оставаться личной прихотью царя, неким показателем его христианского благочестия, а стать неотъемлемой и обязательной составляющей государственной политики. С XVI века постепенно происходит переход от концепции нише питательства к теории призрения, на основе которой строится система государственного призрения, которая включает все ту же милостыню, носящую во многом ритуальный характер, но также предоставление работы трудоспособному населению, борьбу С профессиональным нищенством, расширяется круг субъектов, получающих помощь от государства. Но, несмотря на заметно увеличившееся присутствие правительства в сфере социального призрения, до эпохи Петра I сохраняется идея о том, что для достижения общественного благополучия необходима гармония в действиях духовной и светской власти. В Х-Х1 веках с распространением христианства и созданием русской церкви было заложено основание христианского призрения. Князья Владимир и Ярослав, создав условия для материального благополучия церкви, возложили на духовенство обязанность призревать неимущих, заботиться о нетрудоспособных. Церковные Уставы князей установили привилегии для церкви, определили способ финансового обеспечения ее институций в виде десятины, часть которой должно было расходоваться на содержание больниц и богаделен. Церковь стала основным субъектом призрения на Руси.