Церковные люди

Церковные людиРазорение и нищета, слабость и незащищенность части населения были суровыми реалиями Древней Руси. Нетрудоспособные люди, а также те, кто, потеряв по разным причинам связь с общиной, лишился средств к существованию и помощи со стороны общинной организации, нуждались в защите и попечении. Христианская церковь с готовностью принимала к себе людей вне группы, одновременно расширяя свою юрисдикцию и видоизменяя социальную структуру древнерусского общества. Церковь создала особую категорию лиц, которые находились под ее покровительством. По данным церковных Уставов Владимира и Всеволода, в состав призреваемых людей входили убогие, нищие и бесприютные, а также определенные, в большинстве своем зависимые категории населения. Последних объединяет то, что они оказались на обочине жизни. Бывшие рабы и должники, отпущенные на свободу, не могли влиться в общество, полноправными членами которого они либо никогда не были, или же, потеряв свой прежний статус, не могли вновь его обрести. Человек вне коллектива сам по себе не имел ценности — его личность поглощалась общиной, а благополучие обеспечивало положение в группе и прочные связи с ней. Поэтому вольноотпущенники нуждались в новой опеке, так как общество, вне связи с которым они пребывали до сих пор, не стало бы оказывать им поддержки. Все эти бывшие холопы входили, кроме прочих, в категорию церковных изгоев. В самом общем определении, изгой — это изжитый, выбитый из привычной среды обитания, утративший связь со своей социальной группой, а потому, как правило, лишенный средств к существованию. Покровительство таким людям считалось богоугодным делом. После XIII века термин «изгой» уже не встречается, но в дальнейшей своей истории церковь создавала новые социально-экономические категории, входившие в состав населения церковных и монастырских сел и деревень — население, которое было рабочей силой и главным источником дохода. В частности, в XVI— XVII веках в состав церковного общества входят «монастырские детеныши» — люди, которые с детства попадали в монастырь и использовались на сельскохозяйственных работах.