Дореволюционная философия права

Дореволюционная философия праваВ то же время, дореволюционная философия права внедряла в общественное сознание идею о праве на достойное человеческое существование. Обоснование нового права личности должно было разрушить традиционные представления об отсутствии у государства каких-либо юридических обязанностей помогать социально слабым. В своей работе «Оправдание добра» В. С. Соловьев исходил из собственного понимания общего блага и значимости каждого отдельного человека для общества. Общее благо должно быть общим для всех. Благо одного человека является благом для всех, и наоборот. Поэтому все служат общему благу, никто не может быть исключен из него. При этом люди не есть средство для общего блага, а его цель. Человеческая личность ценна сама по себе. Общество должно не только поддерживать физическое существование человека, но и создавать условия для духовкого развития личности. Следовательно, общество обязано пришивать за каждым право на достойное человеческое существование, а гарантировать и принудительно обеспечивать такое право должно государство". Принуждение в современном цивилизованном государстве безусловно относится к задачам права, а значит и право человека не умереть с голода имеет не только религиозные и нравственные основания, но и юридические. С точки зрения либерального понимания права, Б. Н. Чичерин отрицал юридическую природу права на достойное человеческое существование. Основоположный принцип права — формальное равенство, в него не вписывается. Тем не менее, Чичерин допускает возможность государственного вмешательства В сферу социальной помощи, которая должна оставаться в рамках деятельности институтов гражданского общества. Государство действует в том случае, если благотворительной деятельности недостаточно для помощи неимущим. Но в основе государственной помощи лежит не право, а человеколюбие. Государство осуществляет социальную функцию ради достижения общего блага и гармонии в обществеПраво на достойное человеческое существование

В концепции П. И. Новгородцева право на достойное человеческое существование должно иметь не только нравственное значение, но и стать правом юридическим. Позитивное право должно наполнить его конкретным содержанием и предоставить защиту. Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы. Без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным за ними юридически и отмененным фактически. . Необязательная благотворительная деятельность государства должна превратиться в ее юридическую обязанность. Государство обязано создавать и развивать социальное законодательство, которое должно было включать обязательное призрение нетрудоспособных, а также обеспечивать рабочим право на труд и возможность защищать свои интересы, объединяясь в профсоюзы. Цивилист И. А. Покровский был убежден в необходимости признания права на существование, так как такое признание является необходимым условием социальной солидарности. Но речь шла именно о праве на существование, а не достойном существовании. «Достойное существование» неопределенно, выразить его в виде правомочия невозможно, а потому должны быть признаны и обеспечены очевидные для всех притязания — необходимые условия для выживания человека в обществе. Праву на существование должна корреспондировать обязанность государства обеспечивать существование. Правом требовать от государства обеспечения необходимых условий выживания и ограничивается право на существование. Право на труд, требования обязательного социального страхования, улучшений условий и оплаты труда и пр. не могут в него включаться. По мнению Б. А. Кистяковского — не в силу чувства жалости, а в силу самой природы правовой организации в нормальном социальном строе каждому человеку должно быть гарантировано право на достойное человеческое существование, служащее основанием для целого ряда правовых притязаний личности.