Древнерусская традиция

Древнерусская традицияВ древнерусской традиции важнейшими добродетелями князя были щедрость, милосердие и нищелюбие. Князь обязан удовлетворять нужды своей дружины. Он должен покровительствовать странникам, кормить и защищать «сирых» и убогих. Летописи рассказывают о пирах, на которые допускались нищие, о раздачах милостыни, выкупе пленных. Мотивом добрых дел князя служили идеи милосердия и любви к ближнему. Книжный идеал и действительность редко совпадали. Утверждается, что вместе с введением христианства уже равноапостольным князем Владимиром была создана система княжеского попечения’. Помощь нуждающимся существовала в форме личного нишелюбия, т. е. зависела исключительно от личных качеств князя, а не основывалась на установленных порядках. Она не стала постоянной и повседневной практикой во всех княжествах. Более того, при наступлении массового голода население оставалось наедине со своими проблемами. А алчность князя и его дружины могли только усугублять и без того незавидное положение людей. В ХУ1-ХУН веках вечный вопрос социальной справедливости становится предметом открытой идеологической полемики. Представления о справедливости выстраиваются на основе исторического контекста и прошлого, которое начинает выступать в качестве оценочной категории текущей социальной политики власти. В историческом прошлом находят образцы и уроки правления, а также критерии справедливого и несправедливого отношения к поданным. Большое значение имеют вопросы распределения и перераспределения, что находит отражение в памятниках тех лет. . В сочинениях Максима Грека, Еромолая-Еразма, Пе-ресветова, Башкина, Косого, Крижанича и других в той или иной мере содержатся вопросы об идеальном государственном устройстве, назначении верховной власти, необходимости реформирования существующей несправедливой системы правления.