Городской демос

Городской демосВ период классики греческий народ перестает быть народом исключительно крестьян и моряков, создаются новые сословия — ремесленники, лавочники, торговцы. Люди разных профессий зарабатывают себе на жизнь своим трудом в городах, которые стремительно развиваются, число их растет. Значительную часть городского демоса составляют обедневшие сельские жители, лишившиеся своих земельных наделов. Бывшие землевладельцы становятся наемными рабочими. Многие из них не имеют постоянной работы. Одной из причин такого положения стала невозможность конкурировать с рабским трудом, из-за которого снижалась заработная плата свободных работников’. Формируется феномен охлоса — городской черни, нуждающейся во внешней помощи. Поэтому каждый раз, когда демос приходил к власти или давал ее какому-нибудь лидеру, он требовал от государства принятия мер, с помощью которых можно было облегчить и улучшить положение простых людей. Радикальными мерами, возможными в эпоху войн и восстаний, становились отмена долгов и новые разделы земли. В стабильные времена такими мерами были различные государственные пособия и субсидии. Но при этом демос рассчитывал не только на государство. Демос далеко не всегда был суверенным властителем. Особенно сложным положением становилась в период правления олигархов. Поэтому сама жизнь заставляла простых людей вырабатывать нормы, которые сплачивали людей и организовывали их сообщества на принципах справедливости, доброжелательности и неравнодушия к другим людям, готовности оказать друг другу помощь. 13 сельской местности такой образ жизни диктовался самим укладом патриархальной крестьянской общиныВ городах демос создавал собственные формы организаций, позволявших объединяться для взаимной поддержки. Солон разрешил учреждать всевозможные товарищества при условии непротиворечия их деятельности законам государства. В городах организовывались общества взаимопомощи. Братства эранистов имели одну цель — взаимную поддержку его участников, людей малоимущих или совсем бездомных.