Государство и общее благо

Государство и общее благоВ начале своего царствования Петр I ввел в широкое употребление идеологему «общего блага» — понятие точно неопределенное, собирательное, но оно позволило отделить личные дела и интересы правителя от государственных. Отныне государство — не личное владение, а Отечество — нечто более общее и объединяющее власть и население, чем личное господство государя над своими подданными. Более того, царь — не собственник в своей вотчине, он сын своего Отечества. Теперь и царь и подданные служат Отечеству, «общему благу» — благополучию и безопасности всех. Но именно царь ведет народ к цели общего блага, фактически единолично выбирает средства для достижения этой цели. Для успешного выполнения поставленной задачи правитель обладает абсолютной властью. Самодержавная воля — главная движущая сила Российского государства, и поэтому независимо от того, сколько говорится об общественном благе, к которому вместе должны стремиться государь и народ, идея общего для всех, «отечества» насаждается по приказу монарха, абсолютного господина в своем владении. . В результате было создано полицейское государство. При отсутствии каких-либо институтов социального контроля государство не было связано ничем в ходе осуществления рационализации и модернизации, которые поэтому неизбежно приобретали принудительный, навязанный характер реформ сверху. Такая ситуация создает определенную психологию, для которой свойственно апеллировать к государству как единственному организатору и инициатору совершенствования общества. . Полицейское государство всегда означает патернализм по отношению к подвластному населению. Оно должно всецело опекать своих подданных, заботиться о них, как о «неразумных детях» . Кроме того, сохранение патриархальных начал оставалось исторически необходимым и естественным при создании империи. Модернизированное государство охватывает своей властью все социальные слои общества, включая церковь, в область государственного управления. Выстраивается «регулярное» государство, которое регламентирует и контролирует практически все общественные отношения.