IV. Особенности социальной политики в Российской империи
Начав с подчинения, а в дальнейшем и поглощения конфессиональных структур социальной поддержки, государство на протяжение двух столетий пыталось создать систему общественного призрения, функционирующую под его руководством, но с очень скромным финансовым участием. В организацию системы были вовлечены практически все общественные силы, построившие разветвленную, но весьма разрозненную сеть заведений. Учреждения общественного призрения и благотворительности оказывали разнообразную помощь различным категориям нуждающимся: призрение детства и старости, неимущих, трудовую помощь и бес
Платное медицинское обслуживание и пр. Во время своего совместного правления Петр и Иван V издают указы, цель которых — искоренение нищенства. Способы борьбы с социальным недугом обычные для Петра и его времени — принуждение и насилие. Исправление общественных нравов — важная часть модернизационного проекта Петра, который он будет стремиться осуществить на протяжении всего своего единоличного царствования. В рационально обустроенном государстве не должно быть нищих, а точнее здоровых и праздных гуляк и тунеядцев, попрошаек и воров. Они не выполняют общественно полезных функций, более того, они вредны для общества. Согласно указу 1691 года «О забирании нищих, притворяющихся увечными, и о наказании их» нищих подвергали физическим наказаниям, а в случае повторного нарушения отправляли на каторгу в Сибирь. Указ 1694 года запрещал нищенствовать лицам духовного звания. Восстановив в 1701 году Монастырский приказ и подчинив ему имущество монастырей, Петр организовывает совершенно новую систему внецерковного призрения. Монастыри, по сути, стали органами государственного призрения, которыми руководил светский Монастырский приказ. Впервые бедных начинает призревать само государство, а не лично государь.