Княжеские и царские традиции попечения о нуждающихся
На протяжении столетий в теориях книжников и в массовом сознании формировался единый образ правителя — определенный общественный идеал, которому должен был соответствовать князь, а позднее — государь всея Руси. В зависимости от избранной политики фигура властителя воспринималась либо в ареоле праведника, либо в обличьи неправедного тирана. Истинный, праведный царь — тот, кто выполняет свои обязанности перед Богом и обществом, ложный, неправедный — тот, кто угнетает собственный народ и посягает на имущество своих подданных. Истинный князь — тот, который для своего народа олицетворяет правду и, как пастух, бережет его от волков, т. е. от всех тех, кто хочет поживиться за счет народного блага. . Истинный царь, в отличие от тирана, связывает свое благо с общей пользой и является для своего народа пастырем, врачом, учителем, отцом. Он не столько властвует над народом, сколько служит ему. Этим он больше всего уподобляет себя Христу и становится в то же время Его слугой. .
Сквозной нитью во многих как светских, так и церковных древнерусских произведениях проходит вопрос об ответственности власти за судьбу всех социально слабых, обездоленных людей. Сильный должен быть милосердным. Милосердие — это деятельный вид любви к ближнему, который проявляется в попечении и защите слабых. Это не только неотъемлемое свойство власти, но и ее сущность. Сущность власти — установленной Богом. Властный порядок должен строиться в соответствии с божественным замыслом, а управлять нужно на началах справедливости и нравственности. Строгое соблюдение и исполнение божественных законов приведет к реализации заповеди милосердной любви. В противном случае князя ожидает Божий суд, а всю страну неминуемо постигнет кара небесная. Беды и неурядицы, которые обрушивались на народ, являлись прямым следствием неправедного и немилосердного правления.