Коллективное право на помощь

Коллективное право на помощьПодданные, в свою очередь, осознают свое коллективное право на такую помощь, ждут ее, и при определенных обстоятельствах начинают требовать. Несоблюдение такой нормы взаимоотношений между властью и подданными, разрушение идеалов социальной справедливости, приводило к расшатыванию идеологической основы царской власти. Человек не существовал вне государства, он был членом общины, касты, сословия, класса, которые поглощались государством. Публичная власть, освящая и консервируя сложившуюся социальную структуру, определяла и закрепляла принадлежность человека к той или иной замкнутой группе. Человек на всю жизнь погружался в среду обитания, определенную ему внешним авторитетом. Он не имел личных прав. Он был маленьким элементом системы, но необходимым для ее выживания и нормального развития. Присущий традиционному обществу патернализм выражался, кроме всего прочего, также в том, что власть, многое отбирая, должна была хоть что-то компенсировать, или, как минимум, не допускать крайнего обнищания источника своего благосостояния. Если этого по каким-либо причинам не происходило, государственная власть утрачивала свою сакраль-ность в глазах людей. Неслучайно, многие шумерские цари по стародавнему обычаю объявляли, чаще всего в первый же год своего правления, «освобождение» или «справедливость» — си-са), что означало отмену всех долговых обязательств и сделок о кабальном рабстве, а также прощение недоимок по налогам и сборам, а иногда и отмену сделок купли-продажи полей и возвращение их первоначальным владельцам. Помимо таких радикальных мер по защите бедного населения, власти занимались решением проблем, важных для всего общества. Речь, в первую очередь, идет о строительстве храмов, дорог, ирригационных сооружений, системы городского водоснабжения и канализации. Подобная строительно-хозяйственная деятельность была жизненно необходимой, а потому являлась одним из наиболее действенных проявлений заботы государства о своем народе.