Оказание помощи
Но оказание помощи, ее содержание и постоянство, зависели от тех социальных слоев, кто был способен эту помощь предоставить. Поэтому в зависимости от субъективного отношения, бедным могли сочувствовать и сострадать, на деле поддерживать и помогать, и в то же время их могли бояться, презирать и ненавидеть. В экономическом отношении бедность означала отсутствие или нехватку жизненно необходимых средств. К категории бедных относились старики, больные и инвалиды, вдовы, сироты, «стыдливые бедные» — обедневшие или разорившиеся крестьяне, ремесленники, наемные работники, купцы, рыцари, клирики. И конечно же, нищие. Нищий отличался от обычного бедного тем, что он всем своим способом жизни демонстрировал крайнюю степень нужды и бедности. Именно нищие — «Божьи избранники», «праведные» и «блаженные» — долгое время были главными объектами помощи и внимания со стороны церкви и частных лиц. Благодетель, раздавая милостыню, получал взамен от просящего молитву за себя. Вообще, подача милостыни нищим выступала неким императивным требованием эпохи, обращенной к богатым людям. При этом христианская доктрина осуждала ростовщичество и неправедное богатство, что в глазах церкви было взаимосвязанными явлениями. Ростовщики могли «спастись» подаянием и отказом от части имущества. Отношение к богатству определялось отношением к загробному спасению: обладание имуществом могло способствовать, но могло и помешать душе достигнуть райского блаженства. Но в обладании богатством последователи Христа, проповедника бедности и аскетизма, видели нечто сомнительное и вряд ли морально оправдываемое. Экономические постулаты средневековой церкви отражали социальную реальность феодализма, провозглашая богатство не конечной целью, но лишь средством, гарантией существования каждого члена общества — Secundum suam conditonem»