Особенности социальной политики в странах Западной Европы
Католические институции, которые столетиями удерживали в своих руках функцию призрения, утратили ее в XVI веке. Точнее, ее отобрали светские власти, обвинившие церковных служителей в попустительстве к нищим, бродягам, увеличении их числа и не эффективном использовании «богатства бедных». Верховные и местные власти принялись наводить порядок в духе юстиниа-новского законодательства — рационально и жестко, периодически впадая в крайности, что, впрочем, редко приводило к поставленным целям. С другой стороны, предпринимались попытки построить систему помощи наиболее обездоленным. Помощь «достойным» бедным признается долгом государства, которым оно щедро делится с населением. На протяжении всего Средневековья германские земли, как и вся Европа, были бессильны перед проблемой голода, который со страшным постоянством охватывал либо всю империю, либо ограничивался определенной территорией. Неурожаи оставляли сельское население без пищи, потому что, как правило, у большинства крестьян не было возможности делать запасы продуктов на случай недорода. Длительный голод разрушал хозяйство, так как «проедались» даже запасы семян, заготовленные для посева, люди массово покидали свои деревни’. Города также всегда пребывали в неуверенности в завтрашнем дне. Страх перед голодом, сопутствующим ему эпидемиями и мором, заставлял руководство городов решать вечную проблему — снабжение жителей продовольствием. Успешно решить эту одну из наиболее трудных задач для любого средневекового города можно было лишь с помощью точно продуманной продовольственной политики. В неурожайные годы города устанавливали строгие ограничения на торговлю хлебом. Как правило, запрещался свободный вывоз запасов зерна за пределы города, принимались жесткие меры против перекупщиков. Город создавал собственные запасы продовольствия. В некоторых городах власть обязывала бюргеров подготавливать запасы зерна на случай войны или неурожаяМассовая пауперизация городского населения
В конце XV — начале XVI веков Германия столкнулась с явлением массовой пауперизация городского населения. Большинство рабочих не могли прокормить семью своим трудом. Болезнь или инвалидность зачастую означали переход в состояние нищенства. Законы, регулирующие сферу труда, не имели ничего общего с социальным страхованием. Германские города одними из первых в Европе делали попытки перейти от церковной системы Социальной помощи к муниципальной2»2. Для раннего периода становления светской системы были свойственны, прежде всего, репрессивные подходы к решению социальных проблем. Борьба с нищенством стояла на первом месте. Уже во второй половине XIV века в Нюрнберге был принят первый немецкий закон о нищих, согласно которому все, кто просил милостыню, должен был получить от властей специальное разрешение. Все местные нищие становились на учет. Чужим категорически запрещалось просить подаяние в городе, за нарушение запрета их изгоняли за пределы городской черты. В дальнейшем подобные законы были приняты во многих немецких горо — Меры против нищих и помощь бедным имели свои особенности и неодинаковую степень эффективности в разных немецких городах. Единой социальной политики в раздробленной Германии практически не было. На волне революционного крестьянского движения свой проект социального переустройства с активным государственным вмешательством в процесс создания системы социальной помощи предложил австриец Михаил Гайсмайер. Проект предусматривал строительство государственных больниц, закрытие монастырей и создание на их базе больниц и приютов для детей. В его «Земском устройстве» подробно излагались принципы помощи неимущим. Десятиной распоряжается община: часть ее идет на содержание священника, а остальное «бедным людям». Никто не должен ходить из дома в дом, прося милостыню. Бродяжничеству и нищенству «массы бесполезного народа», могущего работать, следует положить конец. .