Покорность бедного населения

Покорность бедного населенияВ условиях потестарного типа власти покорность бедного населения обеспечивалось с помощью силы и идеологии. Но это не всегда удавалось. Войны, неурожаи, чрезмерные налоги, долги и

Реквизиции имущества увеличивали количество неимущего населения. Периодически недовольство масс переходило в открытые формы активного протеста. Рабочее население устраивало забастовки или в крайних случаях вступало в кровавую борьбу с властью. Поиск здравых ответов на подобные вызовы приводил к постепенному созданию определенных форм помощи неимущему населению Известно, что уже на ранних этапах своей истории человечество осознавало, что выжить в сложных природных условиях, противостоять агрессивной окружающей среде возможно лишь путем создания устойчивых форм солидарности, взаимопомощи, поддержки, в рамках которых семья, община, поселение, город и, в конце концов, государство будут помогать и защищать слабых, заботиться о стариках и детях, больных и нетрудоспособных. Данные моральные императивы древневосточные традиционные общества в той или иной форме и с переменным успехом соблюдали на протяжении всей своей истории. Государство на Востоке всегда было активным и мощным фактором в процессе формирования общественного жизненного устройства и мироощущения. Холистический характер государства, присущий древневосточной цивилизации, выражался в его зримом присутствии во всех сферах человеческой жизни, в том числе социально-экономической. Важнейшей функцией государства считалось обеспечение материального благополучия населения, установление и защита порядка, при котором такое благополучие станет возможным. Царь обязан заботиться о своих подданных, защищать слабых от произвола сильных, поддерживать наиболее социально незащищенных людей — сирот, вдов, нетрудоспособных инвалидов.