Получение государственной должности

Получение государственной должностиНо в целом, фактически единственной реальной возможностью обеспечить себя и свою семью, которую могло предоставить государство, было получение государственной должности. Служба давала немалый, и что важно, регулярный доход. Но это касалось в основном чиновников среднего и высшего рангов. Избавлением от бедности и главным делом всей жизни государственная служба была для представителей социального слоя ши — ученых-чиновников. Они рассматривались как главный источник кадров чиновников и содержались за счет государства. Положение низших служащих было гораздо тяжелее. Вне властной сферы смягчить последствия бедности и нищеты могла взаимоподдержка. Несмотря на значительное имущественное расслоение внутри раннеханьской деревни, общинные традиции еще не были окончательно разрушены. Упоминания о взаимопомощи и совместных действиях членов общины содержатся во многих ханьских источниках, но в основном речь идет об общинных празднествах, которые выступали неким объединяющим началом для сельских жителей, давно уже разделенных на бедных и богатых. По сути, малоимущие могли рассчитывать только на себя и на помощь своей семьи. Внутрисемейная солидарность относилась к важным духовным ценностям общества, но на практике далеко не всегда осущестлялась. Сострадательное отношение к своим менее удачливым родственникам воспринималось как добродетель, но не являлось абсолютным императивом. Помощь родственникам была делом добровольной благотворительности. Автор «Помесячных указаний для четырех групп народа» Цуй Ши советовал помогать в наиболее сложные периоды, но помощь должна быть умеренной и зависеть от степени родства. Подобное вспомоществование, если оно и оказывалось, не могло стать гарантией обеспеченного существования. В древнекитайской культуре не сложилось единого отношения к благотворительности. В некоторых социально-этических учениях благотворительность рассматривалась как долг человека. Но на уровне обыденного сознания помощь ближнему нередко сводилась к циничному и корыстному акту. Иногда богатые люди расходовали значительные средства на благотворительность, но не из истинного сочувствия к обездоленным, а надеясь получить от императора титулы и почести.