Проект конституции справедливого общества

Проект конституции справедливого обществаВ XVII веке один из руководителей движения диггеров Джер-рард Уинстенли преследовал, по его мнению, конкретные и практически достижимые цели. Он создал «проект» конституции справедливого общества, который в случае его одобрения Кромвелем, должен был вступить в силу немедленно, и не где-то, а в Англии. В отличие от утопических социальных систем, являвшихся выводом из более или менее абстрактных постулатов разума и морали, автор «Закона свободы» в обрисовке деталей справедливого общественного устройства исходил из тех конкретных условий, которые имелись налицо в Англии 40-х годов. Уинстенли создавал утопическую систему, опираясь на исторические реалии данной страны и данного времени. Главная идея — запрет торговли и частной собственности на землю. Истинно свободным в глазах Уинстенли только то общественное устройство, при котором каждому индивиду, независимо от ранга и его сословной принадлежности, обеспечены свободный доступ к земле и пользованию ею. Все необходимое для производства и потребления трудящиеся получают в специальных складах". Тем самым гарантируется и обеспечивается комфортная жизнь для всех и каждого. . В Германии идеи фундаментальных социально-экономических преобразований наиболее ярко отражены в работах реформаторов Томаса Мюнцера, Иоганна Эберлина, Иоганна Герготта. И создатель государства Вольфария — Зберлин, и автор памфлета «О новом преобразовании» Герготт, И Радикальный реформатор Мюнцер ратовали во имя обшей пользы за всеобщее равенство и отмену частной собственности. Только глубокие реформы, ломающие укоренившиеся институты и нормы способны привести к построению справедливого общества.

«Счастливый город» Франческо Патриции, «Воображаемая республика» Людовико Агостини да Пезаро, «Остров Нарсида» Мат-тсо Буонамико да Прато, «Миры небесные, земные и адские», Антона Франческо До ни, «Город Солнца» Томаса Кампанеллы — вот неполный перечень итальянских «утопий», каждая из которых содержала в себе критику существующего несовершенного жизненного порядка и планы построения счастливого государства.