Социальная помощь в городе

Социальная помощь в городеВ городе социальная помощь осуществлялась в самых разнообразных формах. В отличии от деревни город требовал других подходов. В урбанизированной среде человек, лишенный земли и общинных связей, зависел от наличия работы и постоянного заработка. Поэтому трудоспособный человек, потерявший в силу каких-либо причин работу, нуждался в единовременной и или краткосрочной помощи — до тех пор, пока не найдет работу. Больной и старый, не имеющий семейной поддержки, человек нуждался в постоянной помощи. Поэтому общественные и государственные институты помощи организовывали необходимые в городах богадельни, больницы, амбулатории, детские приюты и сады, дома инвалидов, столовые, ночлежки, практиковали раздачи денежных пособий и продуктов питания, бесплатное лечение. Для лиц работоспособных, но нуждающихся в поддержке, учреждались дома трудолюбия. Дома трудолюбия, которые давали возможность зарабатывать честным трудом на условиях добровольности — практика XIX века. Петровские смирительные и прядильные дома, работные дома екатерининского времени носили репрессивный и исправительный характер. Основные функции домов трудолюбия: приют, содержание и заработок. Но наиболее важной функцией была посредническая — приискание постоянной работы. Для получения достойной работы безработные проходили необходимую переподготовку или учились новой профессии. В процессе поиска решения проблем бедности, безработицы, ресоциализации различных маргинальных элементов сформировалась теория трудовой помощи. Основная цель трудовой помощи — помочь индивиду выбраться из нищеты и найти свое место в социуме, а для государства она должна стать эффективным способом борьбы с нищенством и безработицей. В пореформенное время общественным призрением занимались земства и городские думы, полиция и сословные общества. Функцию попечения о бедных и слабых продолжала выполнять православная церковь, собирая и распределяя средства через приходы. Между ними не было проведено чёткого разделения задач и полномочий, но именно в результате их общей деятельности во второй половине XIX столетия сложились открытые и закрытые системы призрения, в рамках которых оказывалась как временная, так и постоянная помощь нуждающимся.