Виды и формы помощи
В дохристианской Руси общинный жизненный уклад и мифологическое сознание породили необходимые формы человеческого взаимодействия, помощи и защиты. Социальный порядок, который был создан в славянских общинах, был понятен, предсказуем, а потому имел безусловную ценность для людей. Мир людей был упорядочен, нормы и институты были направлены на удовлетворение общих интересов, поэтому все члены общества соблюдали установленные в них правила. В ходе длительного социального взаимодействия сформировались языческие традиции поддержки и взаимовыручки, которые еще долго будут оставаться действенными и в христианизированной Руси.
Практика помощи и взаимовыручки осуществлялась в сакральных и непосредственно общинных формах. Глубинный сакральный смысл различных ритуальных праздников и культов имел также и важнейшую социальную составляющую — проведение совместных трапез носило перераспределительный характер и подтверждало солидарность группы. В пределах общинного пространства сформировались специфические формы помощи — внутри рода и между соседями. Внутриродовая поддержка оказывалась своим слабым членам. О стариках, женщинах и детях должна была заботиться семья, а в случае отсутствия такой возможности — община в целом. Непосредственными формами помощи могли быть выделение участка земли для пропитания, помощь в сборе урожая, приймачество. Взаимопомощь между соседями выражалась в активной совместной деятельности, проводимой для выполнения всевозможных, прежде всего хозяйственных, задач. Коллективные работы были направлены на обеспечение членов общины, включая бедных и нетрудоспособных, всем необходимым для выживания. «Помочи» были сезонными и чрезвычайными. Важное место в общинном сознании славян занимало гостеприимствоИзменение парадигмы помощи и поддержки
В X—XIII веках происходит изменение парадигмы помощи и поддержки. Это связано с тем, что изменилась социокультурная ситуация, разрушились родоплеменные отношения. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов интеграции и иных форм поддержки и защиты. Внешняя экспансия христианского мира внесла свои аспекты в трансформацию общественных отношений, что не могло не отразиться на реци-прокных и редистрибутивных связях. Основные тенденции помощи и поддержки в данный период связаны с княжеской защитой и попечительством, с церковно-монастырской поддержкой. Основные формы княжеской благотворительности — кормление нищих, денежные раздачи, выкуп пленных, погребение, строительство и обеспечение церквей и иных богоугодных заведений. В свою очередь, церковь создала собственную идеологическую и институциональную систему «социальной защиты», включавшую материальную, медицинскую и моральную помощь, которую больные, инвалиды, сироты, нищие и все нуждающиеся могли получить в монастырях и приходах. Для этих целей строились больницы, богадельни, странноприимницы и приюты. Кроме того, в сложное время крестьяне могли получать ссуды из церковной казны, а в случае неурожаев и голода нуждающиеся получали хлеб из монастырских запасов. Церковь в юридическом, идеологическом и материальном смыслах надолго стала основным субъектом социальной помощи. Функцией светской власти было не построение системы общественного призрения, а создание всех необходимых условий для деятельности церковных институций в данной сфере. Уделом правителей оставалась личная благотворительность в форме милостыни. В ХУ-ХУН веках государство активизирует свое участие в сфере социальной помощи. Правительство увеличивает контроль и финансирование церковной системы призрения. Политика государства направлена на формирование системы обеспечения «служилых» людей, а также на борьбу с последствиями голода среди населения.
Кроме церкви и государства, в деле социальной поддержки все более активное участие принимают частные лица. Светская благотворительность имела под собой разную мотивацию и осуществлялась в различных формах — от простой милостыни до строительства больниц и приютов.