Владимир Святой

Владимир СвятойВ 996 г. Владимир, выделив десятую часть своих доходов на содержание построенной им церкви и включив в церковную юрисдикцию наименее защищенных людей, заложил основы христианского социального призрения в древней Руси. Изначально десятина состояла исключительно из княжеского имущества и доходов. Она не обременяла население, но ее было достаточно для того, чтобы церковь, кроме обеспечения своих собственных нужд, могла служить обществу: призревать неимущих и физически ущербных, оказывать вспомоществование социально незащищенным людям — вдовам, странникам, должникам. Несмотря на то, что в действительности богаделен и больниц на тот момент не существовало, но уже само упоминание о них в Церковном уставе способствовало созданию таких богоугодных заведений в будущем. Владимир основал традиции княжеского милосердия и нище-любия. И церковные летописи, и народные былины запечатлели светлый образ князя. Знаменитые праздничные пиры сослужили ему славу щедрого правителя. Более важно, что он организовал на своем княжеском дворе постоянное кормление нуждающихся. Но по-настоящему человеколюбие князя проявилось в действенной заботе о больных, для которых развозили по городу блюда с княжеского двора. Князь выкупал должников и пленных. И здесь личная добродетель князя стала частью государственной политики. В 1030 г. во время правления Ярослава Владимировича было создано сиротское училище, активно строились церкви и монастыри, на которые были возложены обязанности попечения нуждающихся. В «Русскую правду» были внесены положения, в которых ясно видна забота о социально незащищённых слоях населения. Ряд статей, касающихся вопросов наследования, были направлены на обеспечение имущественной безопасности детей и вдовы, справедливое распределение имущества между ними, и на урегулирование вопросов родственного опекунства, имеющего цель не допустить сиротство. В 1113 г. Владимир Мономах своими законодательными мерами против злоупотреблений ростовщиков фактически прекратил киевское восстание. «Устав Владимира» запретил за данный в долг хлеб или за проценты превращать человека в раба и рекомендовал отработку долга’. Защита слабых от сильных являлась для Мономаха на протяжении всего его длительного правления некой нравственной нормой, безусловно обязательной, а не рационально обоснованной составляющей политики. Видимо, по этому Мономах вместе со своими сыном Мстиславом остались в истории, кроме всего прочего, образцом бескорыстия и нищелюбия.