Внутренне сложно организованная но строго иерархичная структура

Внутренне сложно организованная но строго иерархичная структураСоздав внутренне сложно организованную, но строго иерархичную структуру, церковь выступила исторически первым субъектом публичных по характеру своему систем «призрения нуждающихся и больных». В первые века христианской истории появилось и распространялось учение о том, что «богатство церкви есть достояние нищих», а в комментариях известного византийского теолога Зогары к правилам IV Вселенского собора было сказано: «церковные деньги называются деньгами бедных и должны быть издерживаемы на нуждающихся, и епископу не дано право издерживать из них ничего, кроме самого необходимого, и то — когда не имеет своего». Признанный авторитет западной христианской церкви Августин Блаженный также утверждал, что епископы, распоряжающиеся церковным имуществом, выступают всего лишь управляющими, уполномоченными тех, кто является его настоящими хозяевами, то есть нищих. Разумеется, это экзальтированное учение не опиралось на какое-либо юридическое основание, но оно, тем не менее, могло вдохновлять и, действительно, поддерживало юридическую практику составления завещаний, отказов, дарений в пользу церкви, монастырей, религиозных организаций и фондов. Считалось, что церковь лучше, чем частное лицо, может распорядиться благом, предназначенным для помощи бедным. При этом она, в целом поощряя благотворительные действия отдельных лиц, пыталась их контролировать в духе христианского благочестия и соответствующих требований. Тем самым создавалась более или менее единая система вспомоществования, простая в своем устройстве и понятная каждому христианину. .

Церковь получает монополию на благотворительность. А вместе с правом призревать бедных церковь, в лице высшего клира, получает в свое распоряжение общинное имущество и все новые доходы, которые текут в церковь из различных источников.