Восприятие и отношение к бедности

Восприятие и отношение к бедностиНа протяжении всей истории Древнего Рима важным идеологическим основанием жизнеустройства было представление о бедности, отношение к этому явлению разных слоев населения. В разные исторические периоды поэзия, философия, власть формировали массовое сознание, создавали образ бедности, характерный для данного, конкретного этапа развития римского общества и государства. Историки прославляли древних героев Рима за их бедность, писатели и философы, в частности Апулей, превозносили бедность, которая дает духовное освобождение и независимость. Плутарх писал о том, что, если человек здоров, он не беден, гак как всегда способен прокормиться благодаря физическому или умственному труду. В том же духе рассуждал Епиктет: человек не должен бояться бедности, простого труда, следует довольствоваться минимумом, всегда доступным, и не стремиться к излишнему. Сенека утверждал, что бедность не только легка, но и приятна, так как несет с собой чувство безопасности. К ней нужно относиться, как к лучшей и легкой участи, а для этого необходимо себя подготовить: выбрать несколько дней и упражняться в воображаемой бедности, готовясь к настоящей. Сенека часто повторяет мысль Эпикура: «Бедность, живущая по закону природы, — это богатство». Среди плебса популярными были представители кинической философии, которые бродяжничали, просили подаяния, и в тоже время проповедовали аскетизм, критиковали порочный образ богатого и знатного римлянина, призывая к ограничению потребностей и удовольствий. Различные философские школы и течения сходились на признании очевидных преимуществ незаметной и бедной жизни, которая дает больше возможностей достичь мудрости и добродетели, чем жизнь богатого человека, вызывающая к себе пристальное внимание властей и черни.