Восприятие и отношение к бедности

Восприятие и отношение к бедностиПервым в истории человечества цивилизациям, которые постепенно выходили из первобытного состояния, постоянно угрожал голод. В Египте бедность означала пустоту и слабость. Бедняк — «пустой от вещей», «лишенный имущества», «неимущий». Бедняк — человек «маленький». Это означает, что он слаб, голоден, убог. Он угнетаем и беззащитен перед произволом чиновников. Недостижимость материального благополучия при жизни означало отсутствие заупокойного культа после смерти. Неимущие люди, которые не могли купить веществ, необходимых для бальзамирования, не могли заплатить за работу и за фамильный склеп или хотя бы за место в общем некрополе, должны были навсегда оставить надежду на возрождение к лучшей, более счастливой жизни, — они погибали окончательно. «Бедность хуже пятидесяти казней» — говорилось в Талмуде. Бедный человек находится на самом социальном дне — он несчастен, слаб, но он не может быть отвергнут, так как в каждом члене древнееврейской общины — образ Божий. Весь «народ Израиля» — «дети Всевышнего». Поэтому каждый по мере своих возможностей должен помогать своему «брату», попавшему в сложное положение ‘. Тот, кто отказывается помочь бедному, отрицает «братскую» связь со своим ближним. А это значит, что он исключает себя из "народа Израиля". Никто не мог допустить для себя таких последствий. Каждый человек не мыслил себя вне общины, вне Израиля. Древнекитайская социальная философия выработала собственное отношение к проблеме богатства и бедности. С одной стороны, различные социально-этические учения преисполнены сочувствием и негодованием к страданиям народа, к социальной несправедливости. Однако с другой, многие учения воспринимают богатство как добродетель, а нищету, как правило, осуждают как явление аморальное, в коем виноваты сами страждущие. "Богатство проистекает от трудолюбия, а бедность — от нерадивости", — утверждал Мо-Цзы, и в этом его учение сближается с позицией легиста Шан Яна. Как правило, в китайцах было мало сочувствия и сострадания к тем, кто родился нищим или разорился, а также к слепым и пораженным любым другим телесным или душевным недугом. Они считали, что все эти люди серьезно согрешили перед лицом богов в этой или в прошлой жизни.