Выход селян из общины

Выход селян из общиныВедь выход селян из общины означал, прежде всего, вырывание их хозяйства из системы экономических связей, которые гарантировали нормальное функционирование хозяйства и экономическую безопасность в чрезвычайных ситуациях. При выходе нарушались также родственные и социальные связи. Большинство селян в те времена сидели на землях своих отцов и дедов и стремились удержать их в своих руках и передать наследникам. Покидать землю и могилы своих предков, разрывать родственные связи не позволял и менталитет крестьян. В общем, община гарантировала определенную стабильность социального положения крестьянства, была средоточием социальной защиты посполитых в случае агрессии других членов общины, и ничего подобного крестьяне не могли получить, поселившись на новом месте. . Но после Люблинской унии политика польских властей и шляхты очень быстро делает из украинского крестьянства угнетаемую массу, которая с точки зрения защиты своих прав фактически находилась вне общества ‘. Формой социального протеста селян против действий феодалов, увеличения налогов и повинностей, неизбежного обнищания и беззащитности был побег. Побеги становятся массовыми со второй половины XVI века. Иногда бегут целыми селами. Селяне ищут защиты у казаков, многие вступают в их ряды. Для них дух казачества, какое-то неотъемлемое, глубинное чувство социальной справедливости и равноправия, сам казацкий способ жизни становятся социальным идеалом. А со временем казачество предоставляет населению реальную защиту и создает условия для материального благополучия. Гетман должен был служить обществу и приносить ему пользу. В этом состояла его социальная функция. Для того, чтобы обеспечить нормальные условия для жизнедеятельности, нужно было дать то, что не давала власть шляхты, и отменить все то, против чего, собственно, и восстало украинское село.