Хозяйственная жизнь и древней и средневековой Руси

Хозяйственная жизнь и древней и средневековой РусиХозяйственная жизнь и древней и средневековой Руси не выбивалась из общемировой тенденции: земледелие было основой экономики. На протяжении истории в массе сельского населения выделились несколько основных слоев: свободные общинники, общинники, попавшие со своей землей под власть феодала, а также люди, по разным причинам утратившие связь с общиной, и ставшие, тем самым, зависимой от феодала рабочей силой. Бедность была одной из причин упадка и постепенного разрушения соседской общины. Множество людей вынуждены были искать милости у феодааа, в силу нужды попадая в личную зависимость’.

Основная масса сельского населения Древней Руси — смерды длительный период были как свободными, так и зависимыми", а в XIII—XIV веках, в эпоху превращения различных земледельческих, групп в феодально зависимые, происходит поглощение и замена названий отдельных категорий новыми — сироты, а потом и всеобщим — крестьяне. Крестьяне теряли свою независимость, но при этом оставались членами обособленного мира — общины. Человек связан бесчисленными нитями со всеми членами коллектива. Он полностью интегрирован в сообщество, уже давно живущее в условиях имущественного неравенства, но при этом сохранившее сочувствие, сопереживание друг к другу и соглашение о взаимной помощи и защите’*. Жалость как нравственное качество была свойственна когда-то душе русских людей. Дорожи ближним, жалей его, не допусти до крайности, до нужды и падения того, кто живет рядом с тобой, — именно такой была на протяжении многих веков общинная мораль русских крестьян, которая прочно скрепляла многообразные институты помощи и взаимовыручки, организацию «призрения» сирот, престарелых, больных, а также ныне по-разному оцениваемый порядок круговой поруки, вмешательства «деревенского общества» в семейные и личные дела и т. п. .