Бедные не должны оставаться наедине со своими проблемами
О том, что бедные не должны оставаться наедине со своими проблемами, говорили не меньше. Общество не может процветать и быть счастливым, если значительнейшая его часть бедна и несчастна — утверждал Адам Смит. . В разное время и фактически в разные эпохи с абсолютно различных идейных позиций Монтескье, Руссо, У. Годвин, Дж. Ст. Милль, Сисмонди, Прудон, Э. Реклю и многие др. критиковали несправедливость общественного устройства и указывали на необходимость обеспечения индивида средствами существования. И. Кант — идейный противник государственного патернализма, признал обязанность помогать бедным, если такая помощь не идет во вред обществу и самим бедным. Социалисты-утописты отвергали Свободную конкуренцию, приводящую к нищете рабочий класс. Равенство должно быть еираведливым. Формулы Сен Симона, Луи Блана направлены на построение общества по семейному типу — с большой примесью со-шшарности и без всех тех лживых идей, которые разъединили людей. Фурье, Оуэн и другие утверждали, что либеральные идеи крайнего индивидуализма бездушны и антисоциальны. Бесконечная погоня за личной выгодой не может сделать человека счастли-ш.1м. Общество, ставшее на путь нравственной деградации, не может стать благополучным. Бедность существует из-за дефектного разделения труда и в корне несправедливого распределения благ. Бедные не должны быть предоставлены собственной судьбе, им нужно помочь организоваться и дать необходимое образованиеБедность как выражение главного антагонизма буржуазного общества
Марксисты с высоты идеи о классовой борьбе рассматривали бедность как выражение главного антагонизма буржуазного общества — конфликта между трудом и капиталом. Бедность и нищета — результат эксплуатации. А поскольку гражданское общество основано на социально-экономическом неравенстве, бедность большинства неизбежна, она является необходимым условием существования самого общества. С ростом богатства бедность будет только увеличиваться’. И главная жертва всеобщей нищеты — пролетариат — станет могильщиком капиталистической системы.
Начиная с Конта и Дюркгейма, новое звучание приобретает идея солидарности. Солидарность Дюркгейма — это ощущение и осознание всеобщей человеческой взаимозависимости. Общественная солидарность является условием безопасности и счастья. Французские солидаристы утверждали главный принцип: человек соединен с другими людьми узами социальной солидарности. И общество существует лишь благодаря солидарности, соединяющей между собой составляющих его индивидов. Факт осознания взаимной зависимости сближает всех сильных и слабых, имущих и неимущих. А это значит, что отныне никто не должен делать ничего, что ослабило бы незримые связи между людьми. Более того, от общества требуется сделать все возможное для укрепления солидарности. Общество имеет такие же обязанности по отношению к индивиду, как и он по отношению к социальной группе и обществу в целом. Из идеи солидарности выводится обязанность призрения бедных как проявление справедливости. Солидаристы, отрицая теорию индивидуальных прав, тем не менее, ставят вопрос о праве бедпин) на призрение — вопрос, который давно обсуждался в контек-гк’ нрава человека на существование.