Частная благотворительность
В сложный период христианизации общественной жизни, в условиях двоеверия, древнерусское общество училось творить добро не только в контексте коллективной — родственной или соседской взаимовыручки, а, главным образом, на основе заповеди любви к ближнему. Так постепенно рождалась частная благотворительность. От человека требовалось жить праведно, лично служить миру, на деле доказывать свою христианскую любовь к окружающим. Практически это означало обязанность напоить, накормить, согреть, одеть нуждающегося, облегчить страдания несчастного. Естественно, мотивация для добрых дел была разной. Благотворительность могла быть вызвана внутренним сопереживанием, отзывчивостью или же просто желанием выглядеть по-христиански благочестивым. А могла иметь и корыстные основания: получить общественное признание или даже повышение по службе. Обычным временем для демонстрации своего христианского благочестия были праздничные дни. Большинство обеспеченных людей именно в эти дни охотно раздавали милостыню, кормили пищих, посещали больных и заключенных или же отправляли им пособия
Основным проявлением человеколюбия считалась все же подача милостыни. В большинстве своем милостыня носила формальный характер, не способная реально помочь, но создававшая при тгом новые социальные проблемы. Нерасчетливая частная благотворительность древней Руси вскормила ремесло нищенства, стала средством питания праздности и сама нередко превращалась в холодное исполнение церковного приличия, в раздачу копеечек просящим вместо помощи нуждающимся Некоторые богатые помещики позволяли нищим селиться на господском дворе или же брали к себе сирот на воспитание. Иногда бедный человек, который стремился попасть в монастырь, но
Не имел средств для уплаты необходимого взноса, мог рассчитывать на финансовую помощь от богача. В то же время, и бедный, и богатый даже за стенами христианской обители не могли быть застрахованы от человеческих пороков. Люди, добровольно отдав все свое имущество в монастырь, чтобы спокойно дожить свою старость, вместо этого могли испытывать нужду и унижение. На Руси притеснение бедных богатыми, недостаток сострадания к слабым со стороны сильных, оставались, в общем-то, обычным явлением. И именно в условиях равнодушия и жестокого угнетения проявляла себя личная благотворительность, в основе которого лежали настоящее милосердие и искреннее сострадание.