Деньги стали всеобъемлющей силой определявшей социальное положение человека
Со временем деньги стали всеобъемлющей силой, определявшей социальное положение человека. Происхождение, ум, талант, честность, красота и т. д. — все зависело и определялось количеством денег, находившихся в распоряжении данного лица. Отсюда понятны страсть к приобретению и многочисленные психические и физические мучения, связанные с приобретением богатства. Оборотной стороной прославления богатства было нескрываемое презрение к бедности. Бедность считалась самым страшным пороком, которого боялись больше всякой чумы. Бедный человек вследствие своей бедности все должен безропотно сносить и терпеть. . Общество все больше дифференцировалось, разделялось на тех, кто, не имея средств к существованию, теряет свой юридически независимый статус, и тех кто, создавая для этого все условия, приобретал дополнительные доходы. При этом имел место образ милосердного главы государства, который должен заботиться об «общем благе» и всеобщем изобилии. Но более-менее реальная и постоянная солидарность между людьми могла быть только на уровне общины в различных своих формах. Община по мере своих возможностей помогала своим членам не впасть в крайнюю бедность, не давала почувствовать себя отверженным и изгоем. Общинная взаимопомощь основывалась на значительно более духовных основаниях, чем помощь со стороны властей, которая носила прагматический характер — строилась не на сострадании, а исходила из требований насущной политики. Одним из главных объектов социальной помощи в Древнем Риме был плебс. В самых общих чертах плебс представлял собой неоднородную народную массу, состоящую из самых разных элементов.