Формальная свобода
Более того, формальная свобода еще не означала полноправность, так как зачастую главным условием для приобретения гражданства было владение землей. Безземельные пролетарии, которые начали зарабатывать себе на жизнь каким-либо городским занятием, стремились стать членом корпорации. Не попав в ту или иную замкнутую группу, они становились поденщиками, чернорабочими или просто бродягами. Наряду с маргинальными группами они опускались на самое социальное дно. Их считали низшими существами и с ними обращались соответствующим образом. Они были необходимы, однако с ними не церемонились, ибо было известно, что место тех, которые не выдержат штрафов или будут изгнаны из города, не останется долго незанятым. Рабочие руки всегда имелись в избытке. Город делал не только свободным, но и нищим. Основной массой городского населения были ремесленники, а наиболее характерным неимущим был безработный ремесленник. Если в XIV— XV веках уровень благосостояния значительного количества городских жителей был достаточно низким, то в XVI по-настоящему бедных людей становится большинство, города заполняются толпами нищих и бродяг. Но городская бедность и нищета стали повседневностью значительно раньше. Поэтому люди нуждались в разного рода объединениях, которые бы содействовали профессиональной, экономической деятельности, духовной и социальной солидарности. Корпорации поглощали человека, регламентировали все сферы его жизни, но они же давали работу и определенные гарантии материального обеспечения. В условиях глубокой имущественной дифференциации, противостояния «тощего люда» и элиты, отсутствия безопасности, внутригрупповая горизонтальная солидарность, взаимопомощь были необходимыми формами защиты.