Процесс строительства новой цивилизации
Процесс строительства новой цивилизации — индустриального мира — втягивал, перемалывал и выбрасывал за борт огромное количество людей. Болезненный переход к новой экономике, идеологии, национальному государству вызвал фундаментальные изменения в общественном устройстве и мироощущении, но в то же время означал неизбежную пауперизацию значительной части населения. Бурный рост экономической активности и, как следствие, стремительное обогащение немногих торговцев и фабрикантов неожиданно приводил к не менее быстрому обнищанию народных масс. Мрачные прогнозы экономистов о судьбе бедных и самой цивилизации не заставили себя ждать. XIX век создал, с одной стороны, вполне комфортную среду обитания для среднего класса, но, с другой, ни на миг не прекращал демонстрацию неприглядной картины жалкого существования огромного множества людей — ужасные, антисанитарные жилищные условия, нескончаемый, изнуряющий тело и разум, рабский труд, издевательски низкая оплата, постоянный и реальный риск для здоровья и жизни, необеспеченная старость, нищета и ранняя смерть.
Основу необъятной массы бедных составляли не столько те, кто был не способен адаптироваться к законам свободной конкуренции — малолетние сироты, старики, инвалиды, а наиболее активная и многочисленная часть населения — городской пролетариат и деревенские безземельные наемные рабочие. Классы собственников не оказывали должной поддержки, а бедные гибли от беднОСТИ . Свобода не только не победила нужду, но и толкнула за Мрту бедности тех людей, которых раньше удерживали от нее традиционные оковы". Нечеловеческие, унизительные и беспросветные условия жизни порождали социальные пороки — пьянство, невежество, преступное поведение"". Гражданское общество создавало и выбрасывало из себя черньСтраны Европы были разделены на враждебные лагеря
Страны Европы были фактически разделены на враждебные лагеря — собственников и неимущих. Причины бедности назывались самые разные: от идеи Мальтуса о перенаселении до простого несовершенства законов о бедных и плохого управления.
В теории и в законодательстве проводили различие между понятиями «бедный» , «нуждающийся» , и «нищий» . При этом фактическая граница между этими доктринальными статусами — между бедностью и пауперизмом — была размыта. Практически любой рабочий, владеющий каким-то имуществом и имеющий крышу над головой, был по определению беден, постоянно нуждался в деньгах, а в случае потери заработка, тотчас же впадал в крайнюю нужду, становился нищим — паупером. Другое важное различие проводилось между бедняком — жалким, но не презираемым — и нищим или бродягой, праздным и нетерпимым в глазах порядочных людей. Хороший бедняк — это был бедняк признанный, пребывающий в составе организованной группы, внесенный в списки бюро по делам бедных, тот, кто имел право на общественную благотворительность, кому позволялось даже просить милостыню у церквей богатых кварталов после службы или же на рынках. . Плохой бедняк — все тот же представитель черни в гегелевском понимании — трудоспособный безработный, ленивый и безнравственный попрошайка.