Регулярное налогообложение не покрывало неизбежных расходов
Во времена бедствий, когда регулярное налогообложение не покрывало неизбежных расходов, у государства не оставалось иного выхода, как только поневоле прибегнуть к спасительному тезису о своем главенстве по отношению к индивидам и начать применять его на практике. Античное сообщество ожидало, что каждый его член готов пожертвовать своими личными интересами в пользу его интересов. Так сформировалась система общественных обязанностей, включавших и подневольный труд, при которой привилегированные и зажиточные классы несли ответственность за бедняков. . В самом Риме частная филантропия и благотворительность также была очень распространена, но в столице на первый план, особенно, в императорский период, выходит публичная и показательная деятельность государства. Государство вмешивалось во все сферы жизни, но не имело точно рассчитанной экономической и социальной политики, что часто приводило к серьезным кризисам. Меры по наделению землей, введению, ограничению или отмене хлебных раздач, как правило, были ответом на вызов текущего момента, а не планомерной политикой. Иногда подобная деятельность принимала фатальные формы и приводила к таким сдвигам в общественном сознании, когда уже невозможно было сохранить достигнутое предыдущими поколениями равновесие между различными элементами римской гражданской общины. Знаменитое требование плебса стало отличительным символом античного Рима и одним из важных факторов, влияющих на внутреннюю и внешнюю политику римского государства. Раздачи огромной массе безработных продовольствия ниже себестоимости, а потом и совершенно бесплатно, имели несколько причин. При одних обстоятельствах они могли быть необходимой реакцией государства на объективно существующие проблемы, но при других становились следствием циничной популистской политики. С одной стороны, в условиях столицы, которая жила в основном за счет налоговых поступлений из провинций и колоний, снабжение продовольствием было важнейшей задачей власти. Но с другой стороны, претенденты на власть не скупились на раздачи, , пытаясь снискать расположение толпы. Цицерон писал, что когда цари или народные вожаки сулят какие-то раздачи, либо когда людей привлекает награда и плата, это самый позорный и самый гнусный образ действий как для тех, кто на него поддается, так и для тех, кто к нему пытается прибегнуть.