Словесная помощь
Словесная помощь могла выражаться в утешении скорбящих по умершим родственникам или же в том, что более опытный человек мог дать действительно полезный совет, который мог помочь в сложной ситуации. Но при этом необходимо было не бросать своего «подопечного» и помогать ему, следуя данному совету, решить свою проблему. При всех неоспоримых достоинствах древнееврейских идей социальной справедливости и равенства, проблема заключается в том, что социальные законы далеко не всегда применялись и исполнялись. И этому способствовали не только многочисленные завоевания извне. Сама правящая элита забывала о божественных установлениях, о социальном праве, которое было настоящим достижением религии Ветхого Завета. Продолжалось беспощадное порабощение самими евреями своих соплеменников, насильственные захваты земли и домов богатыми у бедных. Повсеместно нарушались нормы о субботних и юбилейных годах". Но, несмотря на то, что богоустановленный порядок постоянно нарушался под влиянием политических, социально-экономических факторов, а также простой человеческой слабости, древнееврейская благотворительность благодаря своему внутреннему стержню, стала исторической основой христианской и мусульманской благотворительности — тех религий, которые имеют историческую и идейную связь с религией Ветхого Завета. Знаменитый афоризм Мэн-Цзи — «народ — это самое дорогое, за ним следует государство, и только потом уже — государь» — один из многих в китайской идеологии, выражающий фундаментальный принцип традиционного, восточного общества: о народе необходимо заботиться, и забота должна лежать на государстве. Сущность такой заботы в различных учениях понималась по-разному. Формы ее проявления были разнообразньЕ и изменчивы. Причем, то в положительном, то в отрицательном смысле, и часто становились крайне неблагоприятными для большинства населения