Социальное законодательство Моисея
Социальное законодательство Моисея было направлено на решение этих проблем и восстановление справедливости. Законы регламентировали имущественные отношения в духе необходимости защиты слабых и тем самым определили специфический характер благотворительности, которая рассматривалась не как акт доброй воли по отношению к ближнему, а как религиозный долг каждого имущего по отношению к неимущему.
Тора не ограничивалась внушением нравственных ценностей, чувства братской любви, необходимости сострадания к ближнему и проч. В Торе установлены конкретные меры борьбы с социальными недугами. Были введены система «субботних годов», в соответствии с которой каждый седьмой год земля не должна обрабатываться, а все, что на ней выросло без специального ухода, предоставлялось в пользование нуждающимся, в основном тем, кто не имел собственной земли. Второзаконие расширило социальное назначение субботних годов, установив новый институт «год прошения», в который кредиторы должны были прощать должникам все их долги полностью. В преддверии седьмого года нельзя отказывать бедному, просящему о ссуде. Потребность в займе вызвана бедностью. Она же и порождала долги, которые, в свою очередь, приводили к нищете и рабству. Тора рассматривала ссуду как средство облегчения участи бедных людей, фактически как милостыню. Тора устанавливала принципиальный запрет на всякое взимание процентов по займам. За такую благотворительность человек получал божественное воздаяние — его благополучие росло, дело процветалоСистема юбилейных годов
Кроме того, была введена система «юбилейных годов» , имеющая целью восстанавливать утраченное равенство всех израильтян друг перед другом как равноправных слуг Яхве. В частности, экономическое равенство, которое было достигнуто при первоначальном справедливом разделении земли на равномерные участки". Восстановление справедливости и равноправия могло стать возможным только благодаря возвращению к миропорядку, задуманному и созданному Богом. Для этого необходимо было вернуть землю тем, кто ее по каким-либо причинам лишился. Ссылкой на древний богоустановленный порядок обосновывали также абсолютный запрет на самовольные захваты земли со стороны сильнейших. Но в юбилейный год не только возвращался главный источник существования — земля, но и личная свобода человека, который в силу установившихся по вине самих людей несправедливых социально-экономических отношений попал в полную зависимость от кредитора. Юбилейный год был годом отпущения — годом, когда должно было происходить всеобщее освобождение евреев, по бедности попавших в долговое рабство". При этом хозяин, освобождая раба, должен был оказать ему определенную, довольно существенную материальную помошь человек мог рассчитывать на получение овец, зерна, оливок и виноградаТаким образом, милосердие является основой социально-экономического учения иудаизма, в рамках которого вырабатываются формы практической помощи ближнему. Иудаизм различал два вида благотворительности, каждый из которых отличался по формам осуществления, но основывался на общей идее — бескорыстного оказания помощи. Первый вид — выделение части своих материальных средств — цдака, второй — посвящение себя самого помощи другим — гмилут-хасадим.