Трудовые и материальные повинности
Население обязано было нести трудовые и материальные повинности, в частности, содержать армию. Миллионы жителей Поднебесной были мобилизованы и направлены на строительство Великой стены, оросительных каналов и дворцового комплекса в столице объединенного Китая. Одновременное выполнение столь масштабных задач на огромной территории могло быть обеспечено только благодаря применению крайне жестоких методов управления. Легизм с успехом обеспечивал достижение любых государственных целей. Но ненадолго. Гигантская территория не позволяла полностью централизованному аппарату власти эффективно управлять и контролировать всевозможные процессы в течение длительного периода времени. Истощение материальных ресурсов и чрезмерные трудовые повинности привели вскоре к открытому противостоянию власти и крестьян. Народное восстание разрушило империю Цинь, на обломках которой крестьянский лидер Лю Бан основал новую династию Хань. И конфуцианство, и легизм основывались на необходимости деятельного, зримого вмешательства государства во все сферы человеческой жизни. Их разделяли методы, но сближало понимание того, что достичь «общего блага» без государства невозможно. Что и дало возможность синтезировать учения о «ли» и «фа» в синкретическую идеологию ханьского государства. Напротив, идеи невмешательства государства лежат в основе социально-этического учения Лао-цзы. Правителю не следует вмешиваться в естественный ход вещей, он должен править «бездумно-отрешенно». Идеальный правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. От власти нельзя ждать ничего хорошего, поэтому наиболее правильным и естественным для людей стало бы возвращение к догосударственному, общинному способу жизни, исключающему искусственное социальное неравенство и несправедливость.