Восприятие и отношение к бедности
С введением христианства на благодатную почву древнерусского общинного мироустройства были занесены и соответствующие ключевые идеи новой религии: любовь к ближнему, милосердие, сострадание и сочувствие ко всем тем, кто не нашел своего места в жизни из-за бедности, физических недостатков, иных обстоятельств. В христианской системе идей и ценностей бедность занимала значительно более высокое место, чем богатство, воспевалась как добродетель, а милосердное отношение к бедным, нищим и убогим воспринималось как необходимое условие для личного и всеобщего спасения. И, наоборот, отсутствие сострадания, обида бедных, нищих, убогих считались одним из серьезнейших в иерархии греховных дел человека. Но когда нравственные максимы сталкивались с удручающей реальностью, представления о бедности менялись. Негативное отношение к бедности проявлялось на всех уровнях социальной иерархи и, Для представителей элиты социума и некоторых «книжников» — бедность и нищета не являлись моральной доблестью, а, напротив, унижали человеческое достоинство. Бедного человека могли не принять в монастырь, а умершего монаха из-за отсутствия сбережений могли оставить без погребения. В зависимости от своего имущественного положения средневековый воин приобретал тот или иной тип оружия. Поэтому бедные оказывались беззащитными в прямом смысле слова — для того, чтобы иметь оружие, нужно было разбогатеть. Для государевых людей ХУ1-ХУП веков в условиях поместной системы землевладения имущественное положение также было крайне важным". Простому человеку бедность и сопутствующее ей крайнее обнищание грозили выпадением из социальной структуры — общины, и тогда такое состояние было личной трагедией человека. В случае неурожаев, пожаров, иных стихийно-природных факторов, которые случались с «привычным» постоянством, повсеместная бедность становилось проклятием для подавляющего большинства населения