Вспомоществование в Индии
Варно-кастовая система общественной организации с ее структурой, функциями, идеологией наложила свой отпечаток на проявления отношения к нуждающимся, специфику форм и методов социальной помощи. Нередко люди, выдержавшие государственные экзамены на первую ученую степень, поняв, что их способности не позволяют им сдать последующие экзамены, пытались добиться степени при помощи такой филантропии. Местные вельможи — главы «сильных домов» — оказывали всяческие милости своим зависимым людям, а те, в свою очередь, должны были эти услуги отрабатывать, исполняя свой личный долг перед господином. В Индии любая микроструктура — от семьи до монашеских и производственных объединений — являлись общинами. Община представляла собой совокупность семей, патронимии, каст, иных групп, которые постоянно взаимодействовали в различных сферах. Организация общин была направлена на добывание и распределение средств к существованию. Практически каждый человек входил в тот или иной коллектив, принадлежал общинной организации. Он являлся частью микрокосмоса, в пределах которого формируется его миро — и самовосприятие. Моральные, этические, правовые императивы создавались группами, из которых состояло общество и вырастало государство. Многие из них были взаимосвязаны, но они не были равны между собой. В индуизме никогда не выдвигался идеал равенства людей даже перед богом. Доктрина бхакти — равного для всех права на преданность и любовь к 6017 — не означала равенства между ее приверженцами. И кастовой идеологии принципиально чужды какие-то ни было эгалитаристские идеи, а социальное неравенство и сложнейшая иерархия статус-групп в нем всегда рассматривались как естественное состояние вещей. .