Действенный механизм оказания социального помощи
Но на практике действенный механизм оказания социального помощи церковь смогла создать значительно позже — после того, как получила в свое распоряжение более существенные, чем княжеская десятина, источники богатства. Церковный бюджет наполнялся за счет пожалований князя, вкладов частных лиц, сборов с прихожан, благодаря различным финансовым операциям самой церкви. Церковь позиционировала себя в качестве посредника между богатыми и бедными, а в итоге сама превратилась в крупного и богатого владельца земли и людей. С одной стороны, большие доходы позволяли осуществлять функцию социального служения и общественного призрения. С другой, приводили к конфликтам и к кровавому противостоянию между монастырями и крестьянами. Крестьяне выступали против церковного землевладения, с нарастающей силой поглощавшее их земли и против эксплуатации их труда. В X—XI века формируется церковное устройство. Именно в этот период начинается сложный процесс становления традиций и практических навыков социального служения русской церкви. Церковная практика оказания помощи развивалась, главным образом, через монастыри и приходы. На Руси присутствовали все формы монашеской жизни, зародившиеся на Ближнем Востоке и пришедшие из Византии: анахо-ретство, келлиотство и киновия. Внутренняя организация и принципы жизнедеятельности первых двух форм монашества далеки от идеи социального служения. Идеология ухода от суеты и болезней мира этому никак не способствовали. Благотворительностью в материальном понимании может заниматься только тот, кто владеет необходимыми для этих целей средствами, а они по самой своей сути были нестяжательны.