Материальное благополучие в Древней Индии

Материальное благополучие в Древней ИндииВ Древней Индии материальное благополучие занимало важное место в системе ценностей общества. В классической индийской литературе Таким образом, он показывал свою духовную эволюцию и становился на путь спасения, мокши — четвертой, и последней, цели существования. Но аскетическая жизнь была чужда обычному человеку, и в течение второго из четырех теоретических этапов жизни он должен создать семью, нажить состояние и потратить часть его на удовольствие этой жизни. . Артхашастра во многих статьях дает практические советы и рекомендации для улучшения своего благосостояния. Само ее название может быть переведено как «Наука о средствах», имея в виду средства добывания житейских благ. В соответствии с традицией ученые считают артху одним из четырех «смыслов жизни» в кастовом обществе. Но при этом, несмотря на явные преимущества перед нищенствующим существованием, богатство не воспринималось как абсолютно позитивная ценность, как безусловное добро. Утопающий в роскоши сибарит, одержимый накопительством скряга, и в особенности агрессивный ростовщик были постоянными объектами критики. Пренебрежение богатых к слабым — неимущим, сиротам, вдовам, ростовщичество и преследование несостоятельных должников, продажность чиновников и всеобщее моральное падение являются следствием отхода от универсальной идеи человеческой солидарности, искажением самой сущности человека. Алчность, корыстолюбие, равнодушие оценивались одинаково негативно во всем Древнем Востоке. С другой стороны, отзывчивость, сострадание и милосердие являлись неотъемлемыми элементами догосударственных родовых укладов жизни, которые были восприняты и освящены древневосточными религиями. Милосердие и сострадание выражают себя в бескорыстии и вспомоществование Вспомоществование и сострадание, таким образом, признаются благом не только для того, на кого они распространяются, но также для оказывающего их. .