Раннехристианская благотворительность

Раннехристианская благотворительностьРаннехристианская благотворительность отличалась от государственной, муниципальной и частной античной благотворительности индивидуальным подходом к помощи неимущим. За массовыми раздачами и праздничными пиршествами терялся человек. В промежутках между ними человек, не имеющий близких и нетрудоспособный, вполне мог умереть от голода, так как, по сути, не имел права просить помощи для себя, и никто не имел ни моральных, ни юридических обязательств помогать именно ему. Христиане же видели не толпу, не демос и не плебс, а человека в отдельности, своего брата. По мере создания церковной системы управления происходит институализация помощи: формируются система опеки и попечительства, благотворительная казна, строятся больницы, приюты для сирот и стариков. С IV века помощь бедным, больным и сиротам начинают оказывать монастыри, активно строящиеся в это время. Распад традиционных общинных связей, очевидная несправедливость существующего миропорядка и, как следствие, отторжение античных духовных ценностей, способствовали распространению христианской религии и созданию на ее основе сообществ нового типа. Подобное стремление избежать гнетущей повседневности, отрешиться от этого неправедного мира заставило эссеев еще раньше замкнуться в себе, построить изолированное от дряхлой цивилизации общество. «Община нищих» создавалась на совсем иных основаниях и принципах, чем традиционные общины древности. Существует множество мнений относительно возможной связи между раннехристианскими и кумранской общинами, но определенное сходство между ними очевидно. Идеология, социальные принципы, организационная структура во многом совпадают.