Конфуцианский идеал

Конфуцианский идеалКонфуцианский идеал — социально гармоничное общество — предусматривал не только существование народа, который живет в соответствии с этически безупречными нормами, но и наличие идеального правителя, направляющего своих людей на правильный путь, постоянно воспитывая и заботясь о них. Достичь всеобщей гармонии возможно только при условии, если не только простые люди в своих взаимоотношениях руководствуются привычными правилами, выработанными традицией предыдущих поколений, но и правитель должен обладать качествами благородного мужа, — быть гуманным и справедливым отцом своего народа. Ван должен любить свой народ, как своих детей. А это означает, что правитель должен быть щедр в пропитании народа и справедлив в пользовании его трудом. Для этого необходимо разработать механизм разумного управления государством. Мудрый и милосердный правитель направляет собственный народ на истинный путь, на поддержание справедливого мироустройства. Средство — не сухие, формально установленные правила поведения, усиленные мерами принуждения, а воспитание добродетели, во многом на примере собственного высоконравственного, великодушного и милосердного поведения. Конфуцианство составило основу идеологии «попечительного управления»Легизм тоже постулировал заботу о народе. Но это скорее опека, необходимая для того, чтобы выжать из него все то, что нужно государству. Выжать с помощью общих и равных для всех законов. Закон безличен и жесток. Естественным состоянием человека провозглашались война и тяжелый труд, В политических рецептах законников, конечно, нет ни грамма любви к человеку. Но в них нет и настоящей справедливости, ведь законы устанавливаются по желанию правителя и должны исполняться всеми, как бы ни были они жестоки или даже нелепы. . В этих рецептах, наконец, нет даже настоящей заботы о народе. .

Но именно законники создали империю. Во главе огромного государства стоял строго централизованный бюрократический аппарат. Бюрократия регламентировала все стороны общественной жизни.