Бедность при демократии
Но бедность при демократии никуда не исчезает. Пелопонесская война разрушила хозяйства, вызвала беспрерывное удорожание жизни, с которым ни власть, ни народ не справлялись. Сатира этого смутного времени в лице Аристофана обличает противоречия, в которых увязла империалистическая афинская демократия: она обличает бедствия войны, обнажает вопиющую нищету народа; она выставляет к позорному столбу лживых демагогов, спекулянтов и грабителей, глупость Народа-Властителя, попавшегося па крючок софизмов и лести. Аристократия продолжает презирать неимущий демос, но уже как власть имущих, имеющих реальные возможности лишать «лучших» их собственности*. Столкновение между бедными и богатыми происходит уже на уровне борьбы за власть: обеспечить себя возможно лишь захватив власть и установив для себя привилегии.
Реакцией на эту борьбу стало появление со времен Сократа различных аскетических учений философского и религиозного отношение к жизни проповедовал ученик Сократа афинянин Антисфен.
Древнегреческий демос представлял собой синкретическое понятие, имевшее несколько значений. Интерпретация смыслового содержания данного понятия зависит от контекста, в котором он употребляется. Социальная структура античного общества была достаточно сложной. Свободное население гражданской общины входило в различные сословия и классы. Различные социальные фуппы традиционно противостояли друг другу. Борьба велась между «лучшими» и многочисленными, но поначалу разобщенными, «худшими». К «худшим» относились земледельцы, ремесленники, а также незнатные торговцы, рабочие по найму, судостроители, гребцы, матросы. После солоновских реформ эти группы были отнесены к низшим классам, большинство относилось к зевгитам и фетам. Низшие сословия и классы составляли демос — народ, который противостоит благородной аристократии.